Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
А вот как определяют стресс дети:
«Стресс – контрольная по математике», «Стресс – когда родители все время ругаются», «Стресс – когда хотят одно, а ты другое», «Стресс – это когда у тебя все плохо», «Стресс – когда тебя не понимают», «Стресс – это когда у тебя столько домашних заданий, что нет времени поиграть». Итак, дети определяют стресс как давление – родителей, друзей, школы, успехов и неудач. А давление ведет к болезням.
Шкала стресса у детей.
·         Смерть родителей.
·         Развод родителей.
·         Разлука родителей.
·         Тюремное заключение родителей.
·         Появление отчима или мачехи.
·         Госпитализация (болезнь).
·         Провал экзаменов в школе.
·         Исключение из школы.

Признаки стресса.
Для младшего школьного возраста:
·         Заметное ухудшение школьной успеваемости.
·         Увеличение времени занятий при снижении результатов.
·         Выраженное расстройство или волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях.
·         Гиперактивность или нервные тики, постоянное движение; апатия и снижение активности.
·         Постоянные ночные кошмары.
·         Провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца).
·         Частые вспышки гнева.

Для детей среднего и старшего подросткового возраста:
·         Изменение школьной успеваемости.
·         Употребление алкоголя или наркотиков.
·         Изменения в режиме сна или питания.
·         Частые жалобы на физическое состояние.
·         Одержимость вопросом своего веса.
·         Противопоставление себя правам и власти других людей, выраженное в актах воровства или вандализма.
·         Длительная депрессия, пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти.
·         Частые проявления агрессивности или жестокости.

Исследователи, педагоги и психологи постоянно изучают взаимовлияние здоровья и стресса, позитивных и негативных мыслей, эмоций и поведения. Ребенок должен быть защищен от стресса. Это значит, что он должен выражать свои чувства, а не прятать их внутрь. Ребенок иногда должен демонстрировать и отрицательные эмоции. Это даже необходимо. Например, когда вас несправедливо обидели, для того, чтобы это больше не повторилось, лучше показать свою обиду, чем скрыть ее. Именно отношение заменяет негативное на позитивное: «Со мной плохо обошлись, и я злюсь, но я с этим справлюсь, и все будет в порядке». Способность испытывать чувства, справляться с ними и жить дальше является жизнеутверждающей и укрепляющей здоровье. Таким образом, «защищенный от стресса ребенок», осознает свои неприятности, напряжение, или то, что он просто «встал не с той ноги». Он учится обращаться за помощью, находить ее в себе самом.
Один из способов приобрести уверенность в себе – начать действовать. Ученики не вольны выбирать учителей или одноклассников. Но можно научиться контролировать свою реакцию на такие стрессовые ситуации.
Очень важно развивать у детей самоуважение. Для этого существует много способов, например:
·         Поддерживать тесный контакт с педагогом. Учителя должны знать все о вашем ребенке, что у него получается, а что нет, о его увлечениях.
·         Признавать таланты своего ребенка, особенно, если на них не обращают внимания в школе.
·         Помогать ребенку приобретать определенные навыки.
·         Использовать юмор.
·         Просить ребенка помочь по хозяйству, используя его склонности.
Профилактикой стресса могут являться различные упражнения не расслабление, успокоение.
Упражнения на релаксацию.
Упражнение «Воздушный шарик».
1.     Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа наполни легкие, выдыхая ртом. Почувствуй, как он выходит из легких.
2.     Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
3.     Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4.     Сделай паузу и сосчитай до пяти.
5.     Снова вдохни и наполни легкие воздухом, задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.
6.     Выдохни. Почувствуй, что теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
7.     Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух.
8.     Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
Упражнение «Мгновенная релаксация».
1.     Глубоко вдохни и выдохни.
2.     Скажи себе: «Расслабься».
3.     Если ты чувствуешь, что начинаешь нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохни и выдохни.
4.     Если в голове вертятся тревожные мысли – не обращай на них внимания. Они исчезнут, как исчезает воздушный шарик, когда ты отпускаешь нитку.
Как избавиться от стресса перед контрольной работой.
1.     Глубоко вдохни и выдохни.
2.     Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3.     Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, еще раз глубоко вдохни и выдохни напряжение.