Форум школы №99 г. Челябинска

Объявление

Уважаемые участники форума!!! К сообщению о помощи форуму, школа не имеет никакого отношения!!!! Будьте бдительны!!!! За общение на форуме, баллы в личный рейтинг будут распределяться следующим образом: активный участник - 3 балла, участник - 2 балла, за участие в предметных неделях, семинарах, уроках баллы распределяет ответственный учитель.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум школы №99 г. Челябинска » Психолог рекомендует » Что такое "Психологическое тестирование"


Что такое "Психологическое тестирование"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ЧТО ТАКОЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»?

   В настоящее время очень часто используется термин «психологическое тестирование». И иногда, говоря о психологическом тестировании, имеют в виду что-то совсем другое. У многих родителей, например при проведении Всероссийской диспансеризации детей, возникали опасения по поводу психологического тестирования. Чтобы снять эти опасения нам стоит разобраться, чем все-таки является (и чем не является) психологическое тестирование.

  Психологическое тестирование – это проведение, обработка и интерпретация результатов психологических тестов.

Очень важно подчеркнуть, что психологическое тестирование может проводиться только квалифицированным специалистом – психологом. К сожалению, многие тесты, особенно популярные тесты, которые публикуются в газетах и журналах, не имеют необходимой научной основы. Поэтому разобраться в том, какие тесты являются научными, а какие пригодны только для развлечения в свободное время, может лишь квалифицированный специалист.

Самостоятельное проведение любых тестов не является психологическим тестированием и ни в коем случае не может служить основанием для сколько-нибудь серьезных выводов.
Здесь уместна такая аналогия – в аптеках без рецепта врача можно приобрести многие лекарства, в том числе сильнодействующие. Реклама предлагает нам самые разные (чаще всего дорогие) новые лекарства, которые чудесным образом решат все проблемы. Однако если мы чувствуем достаточно сильное недомогание, большинство все-таки предпочитает обратиться  к врачу, который назначит лекарство и проконтролирует результаты его применения.
Точно также подбор необходимых психологических тестов, имеющих серьезную научную основу, их проведение и, особенно, интерпретацию может осуществить только психолог, который несет ответственность за то, чтобы полученные результаты не использовались во вред испытуемому. В любом другом случае разработчики тестов и психологи не могут нести ответственность за достоверность и дальнейшее использование результатов.

Психологическое тестирование – это  не психологическое обследование.

В этом различии важно разобраться всем, особенно родителям, которые часто, обращаясь на консультацию в Центр помощи детям, говорят, что их ребенка «уже тестировали» и им не нужно психологическое обследование.
Психологическое тестирование предполагает проведение, обработку и интерпретацию научно обоснованных психологических тестов, а для психологического обследования могут применяться другие методики, не являющиеся тестами. Таким образом, «психологическое обследование» это более общее понятие, чем «психологическое тестирование». Потому психологическое тестирование ни в коей мере не заменяет психологического обследования.
Тогда нам необходимо получить ответ на вопрос «что такое психологический тест»

Психологический тест – это особая методика психологического обследования.

Сейчас в литературе, особенно в популярной, существует путаница в терминологии. Иногда вообще все методики, использующиеся для психологического обследования, называются  тестами  (от английского слова test – испытание, проба, контроль). Мы  употребляем термин «тест» в более узком значении. От других методик психологического обследования научно обоснованный тест отличается целым рядом параметров, которые иногда делают психологическое тестирование чрезвычайно дорогостоящей процедурой.

Во-первых, тест, как правило, направлен на измерение какого-то одного психологического свойства человека (например, тревожности), или группы достаточно однородных свойств (таких как разные составляющие интеллекта). Другие свойства (такие как уверенность в себе) тест тревожности уже не измеряет, и никаких выводов о них по результатам теста сделать нельзя.

Во-вторых, тест предполагает стандартизацию, то есть одинаковую для всех испытуемых инструкцию, процедуру предъявления заданий и обработки их результатов. На практике это может вызывать сложности при работе с испытуемыми, которые, например, плохо понимают инструкцию. Для работы с такими испытуемыми тесты неприменимы, потому, что не дают достоверной информации об измеряемых качествах.

В третьих, тест предполагает получение количественной оценки степени выраженности измеряемого качества. Для этого в описании теста должны приводиться нормы результатов. Существует много тестов, для которых нормы не определены, их проведение может для чисто научных, исследовательских целей может быть очень эффективно, но достоверной информации об одном конкретном испытуемом такие тесты не дают. Нормы результатов должны быть определены на большой группе  людей того же возраста, пола, как у интересующего нас испытуемого. Очень важно, чтобы нормы были определены не ранее, чем за 3–5 лет до проведения обследования, так как с течением времени они могут измениться. Иногда необходимо получение дополнительных норм для группы людей определенной профессии, образования, социальной группы и т. д.  Поэтому нормирование теста – весьма дорогостоящее занятие. Совершенно недопустимо перенесение норм, полученных на большой группе, скажем, англичан на такую же по полу и возрасту группу французов или норвежцев.

Нормирование теста необходимо проводить потому, что мы не можем измерить выраженность интересующего нас качества по абсолютной шкале – от нуля до бесконечности, так как для психологических качеств не существует абсолютного нуля. Чтобы все-таки количественно измерить степень выраженности какого-либо психологического качества, предварительно нужно оценить интенсивность его проявления у большой группы людей, а затем сравнивать степень выраженности этого качества у одного конкретного испытуемого со средним значением в группе. Тогда можно сделать вывод о том, что измеряемое качество у нашего испытуемого выражено, например, сильнее (или слабее), чем у других людей того же пола, возраста, живущих в той же стране и т. п. На основании этого можно говорить о том, что наш испытуемый тревожен (если показатель тревожности выше, чем в среднем по группе), или наоборот – спокоен (если показатель тревожности ниже, чем в среднем по группе). А если у нас нет точных данных о средней выраженности интересующего качества в большой однородной группе, никакая наша оценка типа «в моей практике никто не набирал столько баллов» не является основанием для научно обоснованных выводов.

И, наконец, в четвертых, тест предполагает интерпретацию результатов, то есть их научное объяснение, оценку достоверности и перевод с языка научной психологии на язык заказчика тестирования. Никакие таблицы интерпретации не помогут дилетанту определить, на самом ли деле низкий показатель по тесту тревожности говорит о спокойствии испытуемого, или это случайный результат. Отсутствие специальных знаний не позволяет  сделать, пожалуй, самое главное в тестировании – интерпретацию, то есть объяснить заказчику или самому испытуемому, о каких деловых качествах, особенностях поведения, возможных трудностях в учебе, работе и т. п. говорят результаты теста.

В пятых, качественное проведение психологического тестирования предполагает  валидность  теста, то есть высокую степень соответствия результатов теста тому качеству, которое он измеряет и его надежность, то  есть стабильность и воспроизводимость получаемых результатов. Конечно, в описаниях действительно научно обоснованных тестов всегда приводятся значения этих показателей, их отсутствие – не лучшая характеристика теста, но только специалист может предвидеть, что высоко надежная и валидная методика с точными нормами результатов хороша для одной и совершенно не применима для другой группы испытуемых. Иногда для обследования двух очень сходных групп приходится применять два совершенно разных теста.

Очень часто у родителей и педагогов возникают два вопроса:

1. Опасно ли психологическое тестирование.
2. Нарушаются ли при тестировании права ребенка

Ответ на эти вопросы достаточно прост. Как все лекарства при неправильном применении могут принести вред, а при правильном просто необходимы для успешного лечения, так и психологическое тестирование может быть опасно, если некомпетентный специалист по результатам применения ненаучного теста будет делать заключение о наличии у ребенка, например, невроза, или другого психического заболевания, да еще и сообщит всем о своем заключении. Однако при разумном применении психологическое тестирование, даже массовое, в какой-то мере необходимо и совершенно безопасно. Во многих странах мира, таких как США, Бельгия, Франция, существует практика массового психологического тестирования школьников, давно и безоговорочно показавшая свою эффективность для раннего выявления проблем в развитии ребенка и оказанию ему необходимой помощи.

Психологическое тестирование может проводиться только с согласия самого испытуемого и его законных представителей (даже если испытуемый – несовершеннолетний ребенок, его согласие необходимо, согласия родителей недостаточно).
Сам процесс тестирования не может причинить испытуемому физический или психологический вред. Психологический вред может причинить только разглашение результатов или их интерпретации.
Результаты  психологического тестирования юридически не могут быть основанием для каких-либо принудительных действий в отношении испытуемого.
Результаты только психологического тестирования, не могут говорить о наличии у испытуемого каких-либо психических заболеваний. Ни один тест не дает полностью достоверной информации об испытуемом. Диагноз может быть поставлен только врачом-психиатром с использованием данных углубленного клинико-психологического обследования.
Психолог, проводящий тестирование обязан позаботиться о том, чтобы результаты тестирования не могли быть использованы должностными лицами во вред испытуемому. (Это требование Этического кодекса Российского психологического общества, обязательное для выполнения всеми психологами, независимо от их ведомственной принадлежности).

0

2


Вы здесь » Форум школы №99 г. Челябинска » Психолог рекомендует » Что такое "Психологическое тестирование"