Форум школы №99 г. Челябинска

Объявление

Уважаемые участники форума!!! К сообщению о помощи форуму, школа не имеет никакого отношения!!!! Будьте бдительны!!!! За общение на форуме, баллы в личный рейтинг будут распределяться следующим образом: активный участник - 3 балла, участник - 2 балла, за участие в предметных неделях, семинарах, уроках баллы распределяет ответственный учитель.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум школы №99 г. Челябинска » Оn-line консультации по ЕГЭ (ГИА) » ЕГЭ (ГИА) 9 класс. Биология


ЕГЭ (ГИА) 9 класс. Биология

Сообщений 1 страница 20 из 130

1

Уважаемые девятиклассники! Те кто выбрал в качестве экзамена в новой форме, биологию, жду Ваши вопросы. Задавайте вопросы, разберем трудные темы, я подреру для Вас иллюстративный материал, ведь в ЕГЭ 2010 демонстрационной версии включили много рисунков, большинство из них коварны, затруднительны! Все это разберем.

Для начала помотрите на план демонстрационного варианта экзаменационной работы 2012

[size=20][b]Г(И)А выпускников основной школы в 2011-2012 учебном году
Сроки проведения Г(И)А, установленные Рособрнадзором:
29 мая (вторник) - биология;

1 июня (пятница) - биология,;

16 июня (резервный день) - биология.

Нажмите на рисунок, чтобы увидеть крупнее.

0

2

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы
1 Биология как наука. Методы биологии
1.1 Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2 Признаки живых организмов
2.1 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.
Вирусы – неклеточные формы жизни.

2.2 Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Наследственность и  изменчивость – свойства организмов.
2.3 Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и
домашних животных, уход за ними.

3 Система, многообразие и эволюция живой природы
3.1 Система органического мира.
3.2 Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
3.3 Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека. Роль лишайников в природе, жизни человека.
3.4 Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека.
3.5 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека.
3.6. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение  растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

4 Человек и его здоровье
4.1 Сходство человека с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности человека.
4.2 Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокриннаясистема. Железы внутренней секреции. Гормоны.
4.3 Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении.
4.4 Дыхание. Дыхательная система.
4.5 Внутренняя среда организма. Кровь. Группы крови. Иммунитет.
4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
4.8 Выделение. Мочеполовая система.
4.9 Покровы тела и их функции.
4.10 Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
4.11 Опора и движение. Опорно-двигательная система.
4.12 Органы чувств, их роль в жизни человека.
4.13 Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
4.14 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное
питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
4.15 Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, при спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательной системы, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

5 Взаимосвязь организмов и окружающей среды
5.1 Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
5.2 Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в
природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
5.3 Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

0

3

Итак, уважаемые ребята, те кто не может приходить на подготовительные занятия, те кто болеет и все остальные 9-классники!
Для вас и буду размещать теоретический материал для подготовки к государственному экзамену, включая иллюстративный материал!
Скачивайте отсюда и учите!

0

4

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Биологические методы исследования
1.Наблюдение — метод изучения объектов через восприятие и запоминание.
2.Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.
3.Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.
•Микроскопия
•Микрофотография
•Окраска препаратов
4.Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Классификация организмов
К началу XX века в систематике оформилось семь основных таксономических категорий – групп:
•царство — regnum
•тип — phylum (у растений отдел — divisio)
•класс — classis
•отряд (у растений порядок) — ordo
•семейство — familia
•род — genus
•вид — species
Любое растение или животное должно последовательно принадлежать ко всем семи категориям.
Иерархия организмов, расширенная
1.Надцарство
2.Царство
3.Подцарство
4.Тип/Отдел
5.Класс
6.Отряд/Порядок
7.Семейство
8.Род
9.Вид
10.Подвид
11.Разновидность
Отдел и порядок  - применяются для классификации растений

0

5

Биологические науки

Анатомия — сборная группа разделов биологии, изучающих структуру организмов или их частей на уровне выше клеточного
Альгология — раздел биологии, изучающий водоросли
Антропология — комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества
Бактериология — наука о бактериях, раздел более широкой научной дисциплины — микробиологии
Биогеография — наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений, а также характер фауны и флоры отдельных территорий
Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов, отрасль знания на стыке биологии (экологии) и географии
Бионика — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналогиБиофизика —
Ботаника — наука о растениях
Бриология — раздел ботаники, изучающий мохообразные растения
Вирусология — раздел биологии, изучающий вирусы
Генетика — наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости
Микология — раздел биологии, наука о грибах
Микробиология — наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, архебактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами

0

6

Молекулярная биология — комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот)
Морфология — изучает как внешнее (форму, структуру, цвет, образцы) организма, таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма (например, морфология человека)
Палеонтология — наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции
Систематика — раздел общей биологии, призванный создать единую стройную систему животного мира на основе выделения системы биологических таксонов и соответствующих названий, выстроенных по определенным правилам (номенклатура).
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов
Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смертиЭволюционное учение —
Эволюционное учение – система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной
Эмбриология – это  наука, изучающая развитие зародыша
Энтомология — раздел зоологии, изучающий насекомых
Этология
– полевая  дисциплина зоологии, изучающая поведение животных

0

7

Классификация живой природы

нажмите на схему, чтобы увидеть ее крупнее

0

8

РАДЕЛ 2. Вирусы
Вирус (от лат. vīrus «яд») — микроскопическая частица, состоящая из белков и нуклеиновых кислот и способная инфицировать клетки живых организмов.

Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами). Обнаружен также вирус, поражающий другие вирусы.

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид). Наличие капсида отличает вирусы от других инфекционных агентов, вироидов. Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК. Ранее к вирусам также ошибочно относили прионы, однако впоследствии оказалось, что эти возбудители представляют собой особые белки и не содержат нуклеиновых кислот.

Размер 0,015 – 0,350 мкм. Открыты (вирусы табачной мозаики) Д. И. Ивановским в 1892 г (рис. 1).

Вирус активен только в клетке хозяина, в нем клетке он не имеет признаков живого организма
Структура
Вирусные частицы (вирио́ны) представляют собой белковую капсулу — капсид, содержащую геном вируса, представленный одной или несколькими молекулами ДНК или РНК. Капсид построен из капсомеров — белковых комплексов, состоящих, в свою очередь, из протомеров. Нуклеиновая кислота в комплексе с белками обозначается термином нуклеокапсид. Некоторые вирусы имеют также внешнюю липидную оболочку. Размеры различных вирусов колеблются от 20 (пикорнавирусы) до 500 (мимивирусы) и более нанометров. Вирионы часто имеют правильную геометрическую форму (икосаэдр, цилиндр).

0

9

Классификация вирусов

Признак: по содержанию наследственной информации

1.РНК-вирусы: одноцепочечные и двуцепочечные РНК-вирусы (большинство вирусов) - СПИД, грипп, корь и т.д.
2.ДНК-вирусы: одноцепочечные и двуцепочечные ДНК-вирусы - натуральная оспа.

По объекту заражения
1.Вирусы растений: происходит разрушение хлоропласта, обесцвечивание листьев, неспособность к фотосинтезу - мозаичная болезнь табака, гороха.
2.Вирусы человека и животных – свинка, бешенство, полиомиелит.
3.Вирусы бактерий и микроорганизмов – бактериофаг (рис. 2)

Применение вирусов
•Генная инженерия
•Нанотехнологии
•Биологическое оружие
Одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются разработки в области нанотехнологии, - это разброс размеров компонентов. Действительно, получить идентичные нанообъекты чрезвычайно сложно. Нанотрубки и нанопроволочки, предлагаемые в качестве элементов наноэлектронных приборов и устройств, несмотря на все усилия, имеют отличия по форме и/или размеру. Недавно был предложен новый подход к решению этой проблемы. Он заключается в использовании биологических объектов, имеющих заложенные природой строго определенные размеры и форму. К успеху привели вирусы, прекрасно работающие в качестве наноматриц для производства органических и неорганических наноматериалов или устройств.

Обязательно знать примеры вирусных заболеваний!

0

10

РАЗДЕЛ 2.  ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ СИСТЕМ
КЛЕТКА
Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Основные положения клеточной теории организмов
(М.Шлейден, Т. Шванн, 1939 г.)
Основные положения

1.  Клетка – основная структурно-функциональная единица строения, развития и жизнедеятельности организмов
Все живые организмы состоят из клеток. Многоклеточные организмы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Процессы жизнедеятельности целого организма складываются из жизнедеятельности его отдельных клеток
2. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению, функциям
Все клетки содержат воду, соли, белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты.  Все клетки имеют оболочку, цитоплазму и органоиды. Все клетки способны к росту, размножению, метаболизму и обладают раздражимостью   
3. Все новые клетки образуются только при делении исходных клеток
Рост организма происходит в результате клеточных делений, новые клетки могут развиваться только при делении исходных, материнских клеток

рисунок 1 - История развития учения о клетке
рисунок 2 - Сравнение бактериальной, растительной и животной клеток
рисунок 3 - Эукариотическая животная клетка
рисунок 4 - Эукариотическая растительная клетка
рисунок 5 - Прокариотическая клетка

0

11

РАЗДЕЛ 3.1. Уровни организации
(Структурные) уровни организации живого - иерархия уровней биологической организации, биологических систем.
Создаются благодаря переходу от простого к сложному. Характеризуются наличием системных связей, отношений части/целое.
Методы и теории, изучающие уровни организации: Общая теория систем,Системный анализ
Живой организм
Живым в современной биологии считается организм, обладающий совокупностью свойств:
•Сложная, упорядоченная структура. Уровень организации значительно выше, чем в неживых системах
•Получение энергии из окружающей среды, использование ее на поддержание своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию
•Активное реагирование на окружающую среду. Способность реагировать на внешние раздражители – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных
•Способность не только изменяться, но и усложняться. Они могут создавать новые органы, отличающиеся от породивших их структур. *Способность к самовоспроизведению
•Способность передавать потомкам заложенную в них информацию, содержащуюся в генах – единицах наследственности. Эта информация в процессе передачи может видоизменяться и искажаться. Это предопределяет изменчивость живого
•Способность приспосабливаться к среде обитания и своему образу жизни

Критерий масштабности
Структурный (системный) анализ обнаруживает следующие уровни организации жизни:
1.Биосферный - вся совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой
2.Уровень биогеоценозов - структуры, состоящие из участков Земли с определенным составом живых и неживых компонентов, представляющих единый природный комплекс – экосистему
3.Популяционно-видовой уровень - образуется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида, cовокупность особей одного вида
4.Организменный и органно-тканевый уровни - отражают признаки отдельных особей, их строение, физиологию, поведение, а также строение и функции органов и тканей живых существ
5.Клеточный и субклеточный уровни - отражают особенности специализации клеток, а также внутриклеточные структуры. На этом уровне происходят процессы жизнедеятельности (обмен веществ, питание, дыхание, раздражимость и т. д.).
6.Молекулярный уровень - отражает особенности химизма живого вещества, а также механизмы и процессы передачи генной информации

0

12

РАЗДЕЛ 3.2. БАКТЕРИИ
Бактерии (др.-греч. βακτήριον — палочка) — группа (царство) прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона, однако само применение понятия вида к бактериям сопряжено с рядом трудностей.

Из обязательных клеточных структур бактерий выделяют три:
•нуклеоид
•рибосомы
•цитоплазматическая мембрана (ЦПМ)
С внешней стороны от ЦПМ находятся несколько слоёв (клеточная стенка, капсула, слизистый чехол), называемых клеточной оболочкой, а также поверхностные структуры (жгутики, ворсинки). ЦПМ и цитоплазму объединяют вместе в понятие протопласт

Многоклеточный организм должен отвечать следующим условиям:
•его клетки должны быть агрегированы,
•между клетками должно осуществляться разделение функций,
•между агрегированными клетками должны устанавливаться устойчивые специфические контакты.
Многоклеточность у прокариот известна, наиболее высокоорганизованные многоклеточные организмы принадлежат к группам цианобактерий и актиномицетов.

0

13

РАЗДЕЛ 3.3 ГРИБЫ
Грибы́ (лат. Fungi или Mycota) — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных.

Строение
У множества клеток грибов имеется клеточная стенка, отсутствует она лишь у зооспор и вегетативных клеток некоторых примитивных грибов. На 80—90 % она состоит полисахаридов, у большинства основным полисахаридом является хитин, у оомицетов — целлюлоза. Также в состав клеточной стенки входят белки, липиды и полифосфаты.

Основа тела грибов — мицелий (грибница) — система тонких ветвящихся нитей — гиф.
Грибница обычно имеет большую общую поверхность, так как через неё осмотическим путём всасывается пища. Гифы растут апикально и обильно ветвятся.

Питание
Все грибы являются гетеротрофными организмами. Минеральные вещества гриб способен усваивать из окружающей среды, однако органические он должен получать в готовом виде. В зависимости от потребности в веществах, тот или иной вид грибов заселяет определённый субстрат. Грибы не способны усваивать крупные частички пищи, поэтому всасывают исключительно жидкие вещества через всю поверхность тела, при этом огромная площадь поверхности мицелия оказывается весьма выгодной.

Внешнее пищеварение у грибов
Для грибов характерно внешнее пищеварение, то есть сначала в окружающую среду, содержащую пищевые вещества, выделяются ферменты, которые вне организма расщепляют полимеры до легкоусваиваемых мономеров, которые всасываются в цитоплазму.
Некоторые грибы способны выделять все основные типы пищеварительных ферментов — протеазы, расщепляющие белки; липазы, расщепляющие жиры; карбогидразы, расщепляющие полисахариды, поэтому они способны поселяться практически на любом субстрате.
Другие грибы выделяют лишь определённые классы ферментов и заселяют субстрат, содержащий соответствующие вещества.

Размножение
Характерено наличие одновременно нескольких видов спороношений, например, бесполого и полового.

Вегетативное размножение
•Частями мицелия.
•Почкование гиф или отдельных клеток (например, у дрожжей). Также почкуются аскоспоры у сумчатых и базидиоспоры у головнёвых. Образующиеся почки постепенно отделяются, растут и со временем сами начинают почковаться.

Бесполое размножение
Собственно бесполое размножение идёт посредством спор. В зависимости от способа образования различают эндогенные (внутренние споры) и экзогенные споры (наружные).

Эндогенные споры (спорангиоспоры) характерны для низших грибов. Образуются внутри особых клеток, называемых спорангиями.

Экзогенные споры обычно называют конидиями (греч. konia — пыль, eidos — вид), они имеются у высших и у некоторых низших грибов. Образуются на вершинах или сбоку специальных гиф — конидиеносцев, ориентированных вертикально, которые могут быть простыми или разветвлёнными.
Покрыты плотной оболочкой, поэтому довольно устойчивы, но неподвижны. Могут подхватываться воздушными потоками или животными и переноситься на значительные расстояния. При прорастании дают ростовую трубку, а затем гифы.
Есть у некоторых грибов зооспоры – подвижные со жгутиками.

Половое размножение

Конъюгация гамет
Для низших грибов свойственно слияние гаплоидных гамет путём изогамии, анизогамии (гетерогамии) или оогамии. В случае оогамии развиваются половые органы — оогонии (женские) и антеридии (мужские). При оплодотворении происходит образование ооспоры — это зигота, которая покрывается толстой оболочкой, некоторое время проводит в состоянии покоя, после чего прорастает.
У зигомицетов (зигогамия) сливаются только клетки, расположенные на различных типах мицелия, обозначаемых как «+» или «-», причём внешнее строение у них одинаковое, но в пределах своих групп половой процесс невозможен.

Классификация
•Зигомицеты (Zygomycota) — способность к почкованию, бесполое размножение спорами, зигогамия. Пример, мукор
•Аскомицеты (Ascomycota) или Сумчатые грибы — хорошо развитый многоклеточный мицелий, способность к почкованию и образованию склероций, образование сумок с аскоспорами. Их отличает огромное разнообразие — от микроскопических почкующихся форм до обладающих очень крупными плодовыми телами грибов. Например, сморчок, дрожжи.
•Базидиомицеты (Basidiomycota) — Группа включает подавляющее большинство грибов, употребляемых человеком в пищу, а также ядовитых грибов и многих паразитов культурных и диких растений. Шляпочные грибы
•Дейтеромицеты (Deuteromycota) или Несовершенные грибы (Anamorphic fungi) — в эту гетерогенную группу объединены все грибы с развитым мицелием, размножающиеся частями мицелия. Пеницилл
•Оомицеты – паразитические грибы, развиваются на растениях: фитофтора.

Роль в биоценозе
Грибы могут жить в различных средах — в почве, лесной подстилке, в воде, на разлагающихся и живых организмах. В зависимости от способа потребления органических веществ бывают:
Симбионты вступают во взаимовыгодные отношения с растениями в форме микоризы. При этом гриб получает от растения необходимые ему органические соединения (главным образом углеводы и аминокислоты), в свою очередь снабжая растения неорганическими веществами. Характерными представителями группы микоризообразующих грибов являются базидиомицеты (бо́льшая часть видов).

Значение для человека
•Пищевое применение – съедобные  шляпочные грибы.
•В пищевой промышленности находят применение различные микроскопические грибы: многочисленные дрожжевые культуры, имеют важное значение для приготовления уксуса, алкоголя и различных спиртных напитков: вина, водки, пива, кумыса, кефира, а также в хлебопечении.
•Плесневые культуры с давних пор применяются для изготовления сыров (рокфор, камамбер), а также некоторых вин (херес).
•Ввиду того, что в грибах велико содержание хитина, их питательная ценность невелика, и они трудно усваиваются организмом. Однако пищевая ценность грибов заключается не столько в их питательности, сколько в высоких ароматических и вкусовых качествах, поэтому их применяют для приправ, заправок, в сушёном, солёном, маринованном виде, а также в виде порошков.
Применение в медицине
•Некоторые виды грибов продуцируют важные вещества (в том числе антибиотики).
•Грибы и препараты из них широко применяются в медицине. Например, в восточной медицине используют цельные грибы — рейши (ганодерма), шиитаке, кордицепс и др. В народной медицине используются препараты из белого гриба, весёлки, некоторых трутовиков и др. видов.
•В списке официальных препаратов содержатся многочисленные препараты из грибов: из чаги, спорыньи вещества, извлечённые из культуральной среды пеницилловых и других грибов (используют при производстве антибиотиков).

Применение в качестве пестицидов
•Препараты на основе микромицетов.
•Многие грибы способны к взаимодействию с другими организмами посредством своих метаболитов, или прямо инфицируя их. Мухомор издавна использовался как инсектицид.

Техническое применение
•Широкое распространение нашло производство лимонной кислоты на основе биотехнологии — микробиологического синтеза.

Вред хозяйству
•Известно большое количество разнообразных патогенных грибов, вызывающих заболевания растений (ежегодно по их вине теряется до 1/3 урожая на корню и при хранении), животных и человека (дерматозы, болезни волос, ногтей, дыхательных и половых путей, ротовой полости). Они служат причиной тяжёлых пищевых отравлений.
•Грибы-древоразрушители вызывают быструю деструкцию древесных материалов, строений и изделий, поэтому рассматриваются в лесной фитопатологии как патогенные.

0

14

Грибы

Рисунок 1 - строение мукора
Рисунок 2 - разные виды грибов

0

15

ЛИШАЙНИКИ

Лишайники (лат. Lichenes) — симбиотические ассоциации грибов (микобионт) и микроскопических зелёных водорослей и/или цианобактерий (фотобионт, или фикобионт); микобионт образует слоевище (таллом), внутри которого располагаются клетки фотобионта. Группа насчитывает от 13000 до 17000 видов около 400 родов.

Внешнее строение

Лишайники бывают самого разного цвета.
Лишайники окрашены в широком диапазоне цветов от белого до ярко-жёлтого, коричневого, сиреневого, оранжевого, розового, зелёного, синего, серого, чёрного.
По внешнему виду различают лишайники:
На́кипные. Таллом накипных лишайников — это корочка («накипь»), нижняя поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений. Это позволяет им жить на крутых склонах гор, деревьях и даже на бетонных стенах. Иногда накипный лишайник развивается внутри субстрата и снаружи совершенно не заметен.
Листоватые. Листоватые лишайники имеют вид пластин разной формы и размера. Они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя.
Кустистые. У наиболее сложных с точки зрения морфологии кустистых лишайников таллом образует множество округлых или плоских веточек. Растут на земле или свисают с деревьев, древесных остатков, скал.

Внутреннее строение

Тело лишайников (таллом) представляет собой переплетение грибных гиф, между которыми находится популяция фотобионта – водорослей.
У нижней поверхности таллома часто находится нижняя кора, с помощью выростов которой (ризин) лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоёв встречается не у всех лишайников.

Размножение
Лишайники размножаются вегетативным, бесполым и половым путём.

Роль в почвообразовании
Лишайники выделяют кислоты, способствующие растворению субстрата, и тем самым участвуют в процессах выветривания. Вносят существенный вклад в процессы почвообразования. Лишайники — одни из «пионеров» биоценозов — являются, как правило, первыми организмами, заселяющими субстрат в процессе первичной сукцессии.
На скалах и утёсах лишайники являются важными первоначальными организмами. Они крепятся к поверхности горной породы или даже проникают внутрь. При этом сильно меняют внешний вид горных пород, особенно их цвет, и образуют вокруг себя углубления. После их отмирания поверхность породы густо усеяна ямками. Затем в них появляется зелёный слой водорослей. Несмотря на редкость этих видов, они играют важную роль в выветривании и почвообразовании, часто повсеместно охватывая скалы. Лишайники не делают различий между естественными и искусственными субстратами, покрывая стены, крыши, заборы, надгробия и другие постройки.

Лишайники и животные
•Особенно важна роль лишайников в жизни животных в условиях Крайнего Севера, где растительность редка, в зимние месяцы они составляют около 90 % от рациона оленей. Особенно важен для оленей ягель (олений мох) (Cladonia), который они при помощи копыт достают даже из-под снежного покрова. Лоси также используют этот источник питания.

Способность потреблять лишайники обусловлена наличием фермента лихеназы.
•Для многих личинок бабочек, таких как представители рода Eilema, лишайник служит основным продуктом питания, их гусеницы кормятся исключительно на них.
•Кроме того, лишайник поедается беспозвоночными, такими как улитки, насекомые и клещи, использующими его в той или иной мере.
•Так же можно упомянуть сеноедов и личинок Mycobates parmelia с маскировочной окраской под цвет своего лишайника Xanthoria parietina.
•Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые, одним из важных мест обитания они служат для тихоходок.
•Гусеницы различных ночных бабочек имеют окраску под цвет лишайника, другие подражают также и его очертаниям.
•Многие птицы используют лишайники, особенно листоватые и кустистые формы, для гнездования, как например, ржанка бурокрылая (Pluvialis dominica), вьющая гнёзда на представителях родов Cladonia и Cetraria.

Использование человеком
•Старейшее использование лишайников было в качестве продукта питания.
•Определённые лишайники, например, Исландский мох (Cetraria islandica) и Lecanora esculenta, в трудное время варились или использовались как добавка к муке.
•Некоторые участники трудных экспедиций выжили только благодаря лишайникам.
•В индийском регионе Беллари вид рода Parmelia используется для приготовления блюда карри «ратапу».
•В Японии лишайник иватэйк (Umbilicaria esculenta) как деликатес кладётся в суп или салат.
•Некоторые лишайники применялась в пивоварении для горечи вместо хмеля.
•В Африке приправляли медовое пиво.
•Некоторые виды сегодня используются для производства
•Лишайники служат кормом домашним животным, например, Ягель (Cladonia) и Исландский мох — традиционный корм северных оленей.
•С давних пор используются лишайники и как лечебное средство, на это указывал ещё Теофраст.
•Лишайники находят применение в народной медицине, они содержат также широкий спектр ингредиентов, представляющих интерес для фармацевтики. Например, исландский мох (Cetraria islandica) добавляется в средства от кашля, в уснее (Usnea) был обнаружен антибиотик усниновая кислота, применяемый для лечения кожных и других болезней. Полисахариды (саркома-180) интересны для онкологов.

0

16

ВОДОРОСЛИ

Водоросли – группа   преимущественно фотосинтезирующих одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде.
Наука о водорослях называется альгологией.
Клетки водорослей — вполне типичные для эукариот. Очень похожи на клетки наземных растений (мхов, плаунов, папоротникообразных, голосеменных и цветковых). Основные отличия — на биохимическом уровне (различные фотосинтезирующие и маскирующие пигменты, запасающие вещества, основы клеточной стенки и т. д.) и в цитокинезе (процессе деления клетки).
Размножение и циклы развития
Размножение водорослей — вегетативное, бесполое и половое.
Многие одноклеточные водоросли размножаются путём деления одной материнской клетки. Деление начинается с ядра, а затем разделяются все части клетки: хроматофор, глазок, вакуоли, цитоплазма и пр.
Крупные водоросли размножаются вегетативно — частями слоевища или при помощи специальных почек. Некоторые многоклеточные водоросли не имеют полового размножения, у большинства же образуются споры и гаметы либо в обычных клетках (зелёные водоросли, часть красных), либо в особых образованиях — спорангиях и гаметангиях (бурые водоросли); споры и гаметы бывают неподвижными (красные, конъюгаты) или подвижными — со жгутиками. У водорослей наблюдаются все формы полового процесса: изогамия, гетерогамия, оогамия и конъюгация (слияние протопластов двух вегетативных клеток).

Роль в биогеоценозах
Водоросли — главные производители органических веществ в водной среде. Около 80 % всех органических веществ, ежегодно создающихся на земле, приходится на долю водорослей и других водных растений. Водоросли прямо или косвенно служат источником пищи для всех водных животных. Известны горные породы (диатомиты, горючие сланцы, часть известняков), возникшие в результате жизнедеятельности водорослей в прошлые геологические эпохи. Водоросли участвуют в образовании лечебных грязей.

Пищевое применение
Некоторые, в основном морские, употребляются в пищу (морская капуста, порфира, ульва). В приморских районах водоросли идут на корм скоту и удобрение. В ряде стран водоросли культивируют для получения большого количества биомассы, идущей на корм скоту и используемой в пищевой промышленности.
Съедобные водоросли — богатый минеральными веществами, особенно йодом, продукт — используются в восточноазиатских кухнях. Одно из самых популярных блюд с водорослями — суши.
•агар-агар — используется как желирующее вещество
•морская капуста ламинария
•порфира
•ульва

Водоочистка
Многие водоросли — важный компонент процесса биологической очистки сточных вод.
В фармацевтической промышленности
Из водорослей получают: студне- и слизеобразующие вещества — агар-агар (анфельция, гелидиум), агароиды (филлофора, грацилярия), карраген (хондрус, гигартина, фурцелярия), альгинаты (ламинариевые и фукусовые), кормовую муку, содержащую микроэлементы и иод.

Химическая промышленность
Человек использует морские водоросли в химической промышленности. Из них получают калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту.
Биотопливо
Из-за высокой скорости размножения водоросли нашли применение для получения биомассы на топливо.

0

17


МХИ или Моховидные или Настоящие мхи
Моховидные, или Мхи, или Настоящие мхи, или Бриофиты— отдел высших растений, как правило, это мелкие растения.
У мхов нет цветков, корней и проводящей системы.

Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите.
В жизненном цикле, в отличие от сосудистых растений, преобладает гаплоидный (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофит (половое поколение). Гаметофит мхов — многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и корнеподобными выростами (ризоидами), в то время как спорофит (или бесполая стадия жизненного цикла) короткоживущий, быстро усыхает и состоит только из ножки и коробочки, в которой созревают споры.
Спорофит моховидных (носящий название спорогоний, или спорогон), имеет более простое строение, чем у других групп высших растений. Он не способен укореняться и располагается на гаметофите.

Спорофит состоит, как правило, из трех элементов:
•коробочка (или спорангия), в которой развиваются споры;
•ножка (или спорофора), на которой располагается коробочка;
•стопы, обеспечивающей физиологическую связь с гаметофитом.

Рисунок 1 - мох кукушкин лен
Рисунок2 - мох сфагнум
Рисунок 3 - мох сфагнум спорофит (коробочки со спорами), не путать этот рисунок с хвощями и плаунами!
Рисунок 4 - мох ягель

0

18

ПЛАУНЫ или Плауновидные
Плауны — группа растений, это вечнозелёные многолетние травы, большей частью с дихотомическим ветвлением.
Побеги ползучие с приподнимающимися ветвями.
Листья (филлоиды) очередные или в мутовках, от линейных до ланцетовидных.
Споры прорастают через 3—8 лет после высыпания.
Гаметофит сапрофитный, с микоризой, развивается от 2 до 16 лет.

Размножение спорами и вегетативное — укоренением ветвей, выводковыми почками, клубеньками.

Практическое значение
Виды плаунов используют как лекарственные, красильные, косметические и декоративные растения.
В научной медицине применяют споры (обычно плауна булавовидного) для приготовления детских присыпок, пересыпания пилюль. Споры содержат до 50 % жирного невысыхающего масла, алкалоиды, фенольные кислоты, белки, сахара, минеральные соли.

ХВОЩИ или Хвощевидные
Хвощ (лат. Equisetum — конский хвост) — род сосудистых растений.
Ныне живущие виды исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров.
У всех видов хвоща стебли обладают правильным чередованием узлов и междоузлий.
Листья редуцированы до чешуй и располагаются мутовками в узлах. Здесь же образуются и боковые ветви.
Подземная часть хвощей представлена сильно развитым корневищем, в узлах которого формируются придаточные корни. У некоторых видов (хвощ полевой) боковые ветви корневища превращаются в клубни, которые служат местом отложения запасных продуктов, а также органами вегетативного размножения.

Рисунок 1 - Плаун булавовидный (не путать плауны с мхами: у плаунов есть разветвленный примитивнй корень, у мхов только неразветвленная ниточка - ризоид!)
Рисунок 2 - Хвощ полевой НЕ ПУТАТЬ РИСУНКИ!

0

19

Посмотритие на этот рисунок, выучите его, он часто используется в нащем экзамене, у кого есть пособия (А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. 9 класс. Подготовка к ИГА, стр. 54) - сравните рисунки:

0

20

Еще один коварный и важный рисунок (пособие: А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. 9 класс. Подготовка к ИГА, стр. 89) - сравните рисунки, и верно ответьте на вопрос!

0


Вы здесь » Форум школы №99 г. Челябинска » Оn-line консультации по ЕГЭ (ГИА) » ЕГЭ (ГИА) 9 класс. Биология