Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
А вот как определяют стресс дети:
«Стресс – контрольная по математике», «Стресс – когда родители все время ругаются», «Стресс – когда хотят одно, а ты другое», «Стресс – это когда у тебя все плохо», «Стресс – когда тебя не понимают», «Стресс – это когда у тебя столько домашних заданий, что нет времени поиграть». Итак, дети определяют стресс как давление – родителей, друзей, школы, успехов и неудач. А давление ведет к болезням.
Шкала стресса у детей.
· Смерть родителей.
· Развод родителей.
· Разлука родителей.
· Тюремное заключение родителей.
· Появление отчима или мачехи.
· Госпитализация (болезнь).
· Провал экзаменов в школе.
· Исключение из школы.
Признаки стресса.
Для младшего школьного возраста:
· Заметное ухудшение школьной успеваемости.
· Увеличение времени занятий при снижении результатов.
· Выраженное расстройство или волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях.
· Гиперактивность или нервные тики, постоянное движение; апатия и снижение активности.
· Постоянные ночные кошмары.
· Провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца).
· Частые вспышки гнева.
Для детей среднего и старшего подросткового возраста:
· Изменение школьной успеваемости.
· Употребление алкоголя или наркотиков.
· Изменения в режиме сна или питания.
· Частые жалобы на физическое состояние.
· Одержимость вопросом своего веса.
· Противопоставление себя правам и власти других людей, выраженное в актах воровства или вандализма.
· Длительная депрессия, пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти.
· Частые проявления агрессивности или жестокости.
Исследователи, педагоги и психологи постоянно изучают взаимовлияние здоровья и стресса, позитивных и негативных мыслей, эмоций и поведения. Ребенок должен быть защищен от стресса. Это значит, что он должен выражать свои чувства, а не прятать их внутрь. Ребенок иногда должен демонстрировать и отрицательные эмоции. Это даже необходимо. Например, когда вас несправедливо обидели, для того, чтобы это больше не повторилось, лучше показать свою обиду, чем скрыть ее. Именно отношение заменяет негативное на позитивное: «Со мной плохо обошлись, и я злюсь, но я с этим справлюсь, и все будет в порядке». Способность испытывать чувства, справляться с ними и жить дальше является жизнеутверждающей и укрепляющей здоровье. Таким образом, «защищенный от стресса ребенок», осознает свои неприятности, напряжение, или то, что он просто «встал не с той ноги». Он учится обращаться за помощью, находить ее в себе самом.
Один из способов приобрести уверенность в себе – начать действовать. Ученики не вольны выбирать учителей или одноклассников. Но можно научиться контролировать свою реакцию на такие стрессовые ситуации.
Очень важно развивать у детей самоуважение. Для этого существует много способов, например:
· Поддерживать тесный контакт с педагогом. Учителя должны знать все о вашем ребенке, что у него получается, а что нет, о его увлечениях.
· Признавать таланты своего ребенка, особенно, если на них не обращают внимания в школе.
· Помогать ребенку приобретать определенные навыки.
· Использовать юмор.
· Просить ребенка помочь по хозяйству, используя его склонности.
Профилактикой стресса могут являться различные упражнения не расслабление, успокоение.
Упражнения на релаксацию.
Упражнение «Воздушный шарик».
1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа наполни легкие, выдыхая ртом. Почувствуй, как он выходит из легких.
2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4. Сделай паузу и сосчитай до пяти.
5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом, задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.
6. Выдохни. Почувствуй, что теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
7. Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух.
8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
Упражнение «Мгновенная релаксация».
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: «Расслабься».
3. Если ты чувствуешь, что начинаешь нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохни и выдохни.
4. Если в голове вертятся тревожные мысли – не обращай на них внимания. Они исчезнут, как исчезает воздушный шарик, когда ты отпускаешь нитку.
Как избавиться от стресса перед контрольной работой.
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, еще раз глубоко вдохни и выдохни напряжение.