Памятки 

 

Психологическая служба
МОУ СОШ №99
Упражнения на развитие внимания.
1.     Найди отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми картинками.
2.     Посмотри внимательно и скажи, что перепутал художник.
3.     Определи, что на каждой картинке не дорисовано.
4.     Найди среди игрушек две одинаковые.

Упражнения на развитие памяти.
1.     Запомни предметы, нарисованные на картинке. Закрой ее. Постарайся перечислить все предметы.
2.     Постарайся запомнить следующие пары слов:
      рыба –вода снег - зима
      сапог- нога буквы – книга
      письмо – почта стол – пирог
А теперь послушай только первые слова и постарайся назвать к ним их парные слова.

Упражнения на развитие мышления.
1.     Чем похожи или чем отличаются животные или предметы в каждой паре?
2.     Найди как можно больше сходства или отличия.
3.     Назови все предметы, нарисованные на картинке. Как их можно назвать одним словом?
4.     Зачеркни (убери) лишний предмет и объясни, почему он не подходит к остальным.

Упражнения на развитие речи.
1.     Расскажи, что ты видишь на картинке.
2.     Послушай сказку. А теперь повтори.
3.     Расскажи об интересной прогулке, экскурсии.
4.     Закончи начатый взрослым рассказ (а что будет дальше?).
5.     Составь рассказ по данному его концу (что было до этого?).

Развитие словарного запаса.
1.     Приемы словарной работы.
-         Показ и называние нового предмета (или его признаков) и действий, с тем, чтобы создать у ребенка образное представление, а также установить связь слова с реальным предметом.
-         Объяснение происхождения нового слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб).
2.     Примерные виды работ по развитию словаря:
-         Настольные игры «В зоопарке (лесу)», «Огород», «В саду».
-         Игра «Профессии людей».
-         Игра «Обобщающие слова»
-         Обогащение словарного запаса за счет глаголов. Игра «Летают, прыгают».
-         Подбор слов с противоположным значением.
-         Игра «Животные и их детеныши».

Рекомендуемая литература.
1.     Развиваем внимание. – М.: Розовый слон, 2001.
2.     Развиваем память. – М.: Розовый слон, 2001.
3.     Развиваем мышление. – М.: Розовый слон, 2001.
4.     Развиваем речь. – М.: Розовый слон, 2001.
5.     Л.Ф. Тихомирова Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
6.     Гаврина С.Е. Учимся запоминать. – Ярославль: Академия развития, 1998.
7.     Учимся думать./Сост. Гаврина С.Е. – Ярославль: Академия развития, 2000.
8.     Играем в слова./Сост. Гаврина С.Е. – Ярославль: Академия развития, 1997.
9.     Л.Ф. Тихомирова Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
10. Заикина А.А. и др. Умные кроссворды. – М., 1998.

Требования к проведению занятий.
1.     Вы должны помнить, что способности развиваются только в эмоционально приятной деятельности.
2.     Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке.
3.     Занятия должны быть регулярными и носить занимательный характер.
4.     Лучше заниматься в часы после отдыха детей.
5.     Для проведения занятий необходима спокойная деловая обстановка.
6.     При необходимости помогайте ребенку в разумных мерах.
7.     Задания должны быть непродолжительными по времени.
8.     Занятия должны быть по возможности разнообразными по содержанию.
9.     Не отчаивайтесь, если на первых порах результаты будут не так высоки, как вам хотелось бы.
10. Отмечайте самые незначительные успехи ребенка.